Издание "Здравоохранение" №12 2016г

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Международный конгресс "Информационные технологии в медицине" был посвящен развитию электронного здравоохранения. О сервисах, без которых невозможно представить работу медучреждений уже в новом году, рассказали представители Минздрава.

Приоритетный проект совершенствования организации медицинской помощи на основе информационных технологий медорганизации будут реализовывать поэтапно, до 2025 г.

База для успешного развития информатизации в сфере здравоохранения в России уже есть, развивается национальная технологическая платформа. Электронное здравоохранение охватит первичную и скорую медицинскую помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, повышение информированности граждан, подготовку врачей, научную деятельность и управление отраслью.

Личный кабинет пациента «Мое здоровье»

Личный кабинет пациента появится на Едином портале государственных муниципальных услуг в 2017 г. (рис. 1). На этом сервисе граждане смогут ознакомиться с информацией о доступной медицинской помощи, уточнить номер полиса ОМС, поменять полис, получить медицинские документы в электронном виде, узнать фамилию лечащего врача, его расписание, записаться на прием или вызвать врача на дом, получить информацию о результатах диагностических исследований, оценить оказанную медицинскую помощь и т. п. Число граждан старше 18 лет, которые будут использовать личный кабинет пациента, в 2017 г. вырастет до 7 млн, к 2020 г. — до 25 млн, к 2025 г. достигнет 48 млн.

Чтобы личный кабинет заработал, медорганизации субъектов РФ должны передавать информацию в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (далее — ЕГИСЗ). Для этого сейчас создают защищенные каналы передачи данных, медицинские информационные системы, к которым подключены автоматизированные рабочие места медработников, обеспеченных электронной подписью. Потребность медработников в автоматизированных рабочих местах, которые подключены к медицинским информационным системам, удовлетворена на 100% в 8 субъектах РФ.

Сервисы личного кабинета пациентов позволят повысить качество оказанных услуг, снизят нагрузку на медорганизации первичного звена, поскольку часть услуг переведут в электронный вид.

Федеральные компоненты ЕГИСЗ

Технологическая основа системы электронного здравоохранения, с помощью которой взаимодействуют ее участники, — ЕГИСЗ (рис. 2). С ней интегрируются региональные медицинские информационные системы, которые уже внедрены в 83 субъектах.

Медицинские информационные системы. Первый уровень управления здравоохранением — руководители медорганизаций. В медицинских информационных системах главврачи работают редко, но им как менеджерам нужен доступ к отчетам с оперативной и достоверной информацией. Медицинские информационные системы станут инструментом управления доступностью и качеством медицинской помощи, исполнением госзадания, помогут оптимизировать коечный фонд и лекарственное обеспечение. 83субъекта РФ

интегрировались в федеральную ЕГИСЗ.

Следующий уровень управления — региональный. Медицинские информационные системы уровня субъекта — платформа сервисов электронной записи на прием, получения медицинской информации из электронных карт пациентов, формирования регистров медорганизаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств.

Федеральный регистр медработников. Новая версия федеральной системы «Федеральный регистр медицинских работников» станет базовым элементом других федеральных систем — аккредитации медработников и непрерывного медицинского образования.

Нозологические регистры. Новые регистры базируются на единой платформе и совмещены с системой электронной медицинской карты. Задача регистров  передавать сведения из региональных медицинских информационных систем в автоматизированном виде. Так в регионах с 1 января 2017 г. заработает единый федеральный регистр ВИЧ-инфицированных. Он автоматизирует процессы оказания медицинской помощи, в т. ч. обеспечения антиретровирусными лекарственными препаратами за счет государственного бюджета.

Нормативно-справочная информация. Специалисты приступили к разработке справочников к амбулаторному эпикризу. В декабре 2016 г. планируют завершить работу над Федеральным справочником лабораторных исследований. С его помощью многопрофильные медицинские информационные системы смогут обмениваться результатами лабораторных исследований и передавать заказы.

Электронный документооборот. Число государственных медорганизаций, которые участвуют в электронном документообороте, вырастет до 40% в 2018 г. и до 95% в 2025 г.

Доля рабочих мест врачей, подключенных к медицинским информационным системам в рамках ЕГИСЗ, увеличится до 70% к 2018 г. и 95% к 2025 г.

Телемедицинские технологии. Телемедицина позволит врачам сократить время на диагностику и обеспечит методологическую поддержку. По прогнозам, это снизит летальность при острых сердечно-сосудистых нарушениях к 2025 г. до 14%.

Удаленным способом уже сейчас можно снимать 12 параметров, в частности, давление, ЭКГ, температуру, уровень сахара. Это позволяет с большей эффективностью бороться с распространенными хроническими заболеваниями, делая акцент на профилактике, и снизить количество тяжелых осложнений.

К системам и комплексам, которые обеспечивают телемедицинские услуги, подключено 40% медорганизаций.

Медработники и сотрудники управления здравоохранением должны быть готовы к использованию возможностей, которые им дает информатизация. Необходимо внедрять в образовательные программы медицинских учебных заведений курсы, где будущим врачам и специалистам по управлению здравоохранением будут объяснять, как информационные технологии интегрируются с медицинскими и управленческими процессами.


Вернуться к списку