Издание "Здравоохранение" №12 2016

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


1.     У заказчиков, которые попадают под действие Закона 44-ФЗ, будет 2 документа планирования. Помимо привычного плана-графика, появится план закупок.

2.     Каждый учредитель медорганизации решит, будет централизовывать закупки подведомственных учреждений или нет.

3.     Появится реестр единственных поставщиков, который разместят в единой информационной системе.

4.     Введут новое определение лекарственных препаратов, произведенных в России. Изменение нужно будет учитывать при закупках препаратов из перечня ЖНВЛП.


Применение законодательства о закупках осложняется тем, что эта отрасль государственного регулирования подвержена изменениям, реформам и напрямую связана со всеми текущими экономическими тенденциями, например, политикой импортозамещения. Какие изменения закупочного законодательства затронут сферу здравоохранения в 2017 г.? Рассмотрим нововведения и их значение для заказчиков, которые осуществляют закупки в сфере медицины.

Два документа планирования

В полном объеме вступят в силу положения Закона № 44-ФЗ. Это означает, что с 1 января 2017 г. у каждого заказчика, который подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, должно быть 2 документа планирования:

·         план закупок — документ среднесрочного планирования;

·         план-график — документ краткосрочного планирования на 1 год.

Новое для заказчиков — план закупок, который утверждается на срок действия закона о бюджете, т. е. для большинства — на 3 года. На этом плане будут завязаны все закупки, которые упоминаются в привычном плане-графике.

Кроме того, в документах планирования появится идентификационный код закупки, который предусмотрен ст. 23 Закона № 44-ФЗ. Порядок формирования такого кода утвержден приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки». Идентификационный код закупки состоит из 36 символов. Заказчик формирует его самостоятельно. Этот код будет идентифицировать закупку с момента ее планирования до исполнения контракта.

Необходимо будет обосновывать закупки на этапе планирования. Первые обоснования закупок заказчики будут формировать в виде приложений к плану закупок на 2017–2019 гг. и плану-графику на 2017 г., поскольку ст. 18 Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 г.

При формировании плана закупок необходимо обосновывать каждый объект закупки. Заказчик должен указать ее цель, в частности, наименование мероприятия госпрограммы, конкретные функции и полномочия, которые связаны с закупкой, а также реквизиты акта о нормировании согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ. Если его нет — указать это. Заказчик готовит обоснование под каждую строчку плана закупок и плана-графика.

Начальную (максимальную) цену контракта, как и раньше, заказчик должен обосновывать на этапе формирования плана-графика. Однако теперь такое обоснование будет приложением к плану-графику. Первый раз оно будет публиковаться не при объявлении конкретной закупки, как это было до 2017 г., а вместе с планом-графиком, когда его разместят в Единой информационной системе.

Ведомственная централизация закупок

Каждый учредитель медорганизации до 1 января 2017 г. решит, будет централизовывать закупки подведомственных учреждений или нет. Если будет, должен указать, в каком объеме.

Возможность ведомственной централизации закупок предусматривает ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ. Есть два варианта:

1. Централизуют только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, т. е. непосредственно процедуру закупки.

2. Централизуют весь закупочный цикл — планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ, их результатов, оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Можно провести централизацию закупок на базе самого органа власти, тогда именно он будет заниматься закупками. А можно, сделать это на базе специального созданного уполномоченного органа или учреждения.

Орган власти может реализовать свои полномочия в рамках ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ, фактически оставив все «как есть», т. е. каждое учреждение здравоохранения продолжит выступать в роли заказчика и осуществлять свои закупки самостоятельно, кроме тех, которые уже были централизованы раньше.

Специальные инвестиционные контракты

Важно

С 1 января 2017 г. Минздрав России централизует все закупки антивирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции, в т. ч. в сочетании с гепатитами В и С, а также противотуберкулезных препаратов из перечня ЖНВЛП

Появятся СПИКи — специальные инвестиционные контракты, которые дают право стать единственным поставщиком, например, лекарственных препаратов.

По СПИК инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство промышленной продукции на территории России, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне. Российская Федерация или ее субъект обязуется стимулировать деятельность в сфере промышленности, как это предусмотрено федеральным или региональным законодательством.

Правила заключения СПИК с участием России определены в постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708. Каждый субъект РФ самостоятельно определяет порядок заключения СПИК регионального уровня.

Инвестор и привлеченные к реализации инвестпроекта лица могут рассчитывать на меры стимулирования, которые предусматривает законодательство. Наиболее привлекательные из них — налоговые льготы и статус единственного поставщика продукции, которую производят в рамках СПИК, для государственных и муниципальных нужд.  Срок действия контракта не может выходить за рамки периода, который указан в реестре единственных поставщиков

В рамках СПИК инвестор или привлеченное им иное лицо — производитель товара могут реализовывать до 30% годового объема продукции на неконкурентной основе. Реестр единственных поставщиков разместят в Единой информационной системе. Его будут составлять федеральные органы исполнительной власти, которые заключили СПИК от имени Российской Федерации.

Любой заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), который указан в реестре единственных поставщиков. При этом необходимо учесть:

·         срок действия контракта не может выходить за рамки периода, который указан в реестре единственных поставщиков;

·         единичные расценки на товары и цена контракта не могут превышать предельные цены, определенные в порядке, который установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

·         предмет контракта — поставка только того товара, который произведен в рамках соответствующего СПИК и указан в акте Правительства РФ;

·         товар должен быть российского происхождения.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия с 1 января 2017 г. переходят с осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ на Закон № 44-ФЗ. Изменения внес Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ. В частности, нововведение коснется фармацевтических предприятий, которые производят и реализуют лекарственные препараты.

Новое определение препаратов, которые произведены в России

Лекарственными препаратами, произведенными в Российской Федерации, будут считаться только зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и если производство полностью сосредоточено на территории ЕАЭС (формула). Изменение вступает в силу с 1 января 2017 г. (постановление Правительства РФ от 02.08.2016 № 744).

Изменение будет играть определяющую роль при закупках лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП с учетом требований постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 <Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов...>.

Изменения в долгосрочной перспективе

Заказчики Республики Крым и Севастополя, в т. ч. учреждения здравоохранения, полностью переходят на закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 января 2017 г.

В законодательстве о закупках ожидаются изменения и в более долгосрочной перспективе. Они также повлияют на процесс закупок в сфере здравоохранения.

Ожидаемые изменения:

·         полный переход на электронные закупки в Законе № 44-ФЗ;

·         появление типового контракта на поставку лекарственных препаратов;

·         переход к Каталогу товаров, работ, услуг, который будет включать шаблоны описания объектов закупки, в т. ч. лекарственных препаратов, медизделий и пр.;

·         переход к системе электронного обжалования закупок;

·         ограничение сроков оплаты по контрактам;

·         установление закрытого перечня оснований одностороннего отказа от исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ;

·         ужесточение Закона № 223-ФЗ: закрытый перечень способов закупок, регламентация оснований для изменения и расторжения договора, закрытый перечень электронных площадок для проведения электронных закупок. 

Вернуться к списку