Для выполнения задач ТОУЗ (территориальный орган управления здравоохранением) Закрепляет за пациентом право на прикрепление к ЛПУ. Система лекарственного обеспечения пациента строится вокруг его интересов и не должна заставлять заниматься поисками лекарства в аптечных организациях. Для этих целей в аптеке существует процедура приема рецепта «на обеспечение». При этом аптека несет ответственность за сроки самого обеспечения – при условии, что препарат не входит в список дефектуры.
Списки препаратов, временно не поставляющихся в регион, регулярно направляются в ЛПУ для использования аналогов при выписке врачом. Задача аптечного склада как логистического оператора – проследить наличие необеспеченных рецептов по аптечной сети и организовать доставку необходимых ЛС из собственных остатков или путем перераспределения остатков между аптеками. Показатель плохой работы аптечной сети – наличие на отложенном обеспечении одного и того же рецепта в нескольких аптеках.
Вот основные причины этого явления:
1. Аптека некорректно составляет текущие заявки на пополнение ЛС со склада.
2. Аптечный склад не перераспределяет остатки ЛС между аптеками, руководствуясь следующим:
2.1. Анализ темпов реализации по аптекам;
2.2. Отчет по товару без движения в аптеках;
2.3. Отчет по рецептам на обеспечении;
3. ЛПУ выписывает ЛС, которые не были указаны во время заявочной кампании.
Если с последним пунктом должен разбираться специалист ТОУЗ, то первые два – на совести аптечной сети. Рассмотрим другие технологические аспекты управления реализацией ЛС в аптеках с использованием функционала ПО:
- Временный запрет отпуска номенклатурных позиций для более быстрой реализации аналогов в рамках одного МНН.
- Разрешение отпуска определенной номенклатуры ограниченному количеству категорий льготности или под конкретное заболевание.
- Запрет на превышение отпуска свыше квоты, выделенной на определенный период конкретному ЛПУ.
- Изъятие из обращения ЛС с истекшим сроком годности или забракованных серий. Все перечисленные выше мероприятия подчинены одной цели – своевременно обеспечить пациента-льготника лекарством.
Алексей Аносов, эксперт в области автоматизации аптечного бизнеса, "Фармацевтический Вестник", №8 (668), 6 марта 2012 г.