Издание:"Фармацевтический Вестник" №42 2011 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Отпуск лекарства по рецептам врачей в аптеках стали фиксировать с помощью программных средств еще в прошлом десятилетии. Теперь механизмы управления затратами заложены в правила лекарственного обеспечения льготных категорий населения.
 Страховые компании «МАКС» и «РОСНО» совместно с Департаментом здравоохранения Москвы в 1996 г. сделали первые шаги по формализации процессов льготного и бесплатного лекарственного обеспечения населения. Впервые отпуск лекарства по рецептам врачей в аптеках стали фиксировать с помощью программных средств. Впервые были введены понятия экспертизы счетов, выставляемых аптеками на оплату, структурированы и разделены по типам реестры рецептов в электронном виде. Кроме того, была отработана система хранения таксированных бланков рецептов для удобства их поиска и экспертизы подлинности.

Первоначальные затраты оправдала огромная экономия бюджетных средств без ущемления льготников Москвы в их правах на лечение. Работа внутри этой системы позволила мне увидеть эффективность других методов управления затратами. На тот момент не было понятия квоты для ЛПУ при ограниченном бюджете, но делались первые шаги по формированию самой нормативной базы. Нельзя сказать, что Москва была единственным субъектом РФ, в котором велись работы такого характера. С 1998 г. подобная система работала в Свердловской области, но в отличие от московского варианта она не учитывала потребность аптечных организаций в ведении предметно-количественного учета. Программное обеспечение (ПО) было разработано для получения данных реализации, структурированных под требования экспертизы со стороны территориального ФОМС. Невозможность сопоставления движения товара в аптеках с системой ТФОМС стала причиной ее замены на другое ПО, которое уже зарекомендовало себя к тому времени устойчивой работой в Москве с 1998 г.

 В Федеральную программу ДЛО, а затем «Обеспечение необходимыми лексредствами» (ОНЛС), организованную Минздравсоцразвития в 2005 г., вошло многое, что было отработано в Московском регионе. Именно поэтому сохранилась возможность нормативными документами оптимизировать затраты. Начиная с 2007 г., когда произошла децентрализация и все контрольные и финансовые функции перешли в регионы, нормативными документами определены следующие ограничения:
  • Каждый регион самостоятельно определяет предельные закупочные цены на ЛС.
  • Устанавливается квота на каждое ЛПУ по номенклатуре и ее количеству, доступному для выписки рецепта.
  • Каждый регион определяет номенклатуру ЛС, включенную в формулярный перечень.
  • Перечни ЛС, доступные к выписке в связке с нозологической группой заболевания или льготной категорией.

Из параметров контроля правомерности выписки ЛС выделим только то, что, по нашему мнению, можно изменить в зависимости от целей, продиктованных финансовыми возможностями бюджета:
  • Льготная категория.
  • Вид оплаты:
           - бесплатно;
          - с 50%-ной оплатой.
  • Перечень ЛПУ.
  • Защищенный учетный бланк рецепта.

Все дополнительные параметры доступны территориальному органу управления здравоохранением для регулирования региональных бюджетов. Изменение категорий у той или иной группы населения с одновременным назначением им перечня ЛС или изменением вида оплаты заметно влияет на увеличение или уменьшение бюджетной нагрузки. Включение в перечень ЛПУ ведомственных организаций со своим списком льготных категорий и перечнем ЛС увеличит нагрузку на бюджет, но повысит качество оказания медпомощи за счет узкой специализации (например, при включении категории граждан, перенесших радиацию). Использование защищенного бланка рецепта действенно повышает культуру выписки, в некоторой степени исключает ее необоснованность и защищает от копирования.

 Алексей Аносов, эксперт в области автоматизации аптечного бизнеса, "Фармацевтический Вестник", №42 (658), 27 декабря 2011 г.
Вернуться к списку