Издание:"Фармацевтический Вестник" №40 2011 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Задача лекарственного обеспечения льготных категорий населения – достичь максимальной эффективности лечения за счет средств федерального и регионального бюджетов. Именно поэтому нормы для оценки назначения лекарственных средств в ЛПУ и контроля отпуска по рецептам врачей в аптеках заимствованы из общих показателей качества лечения. Для упорядочивания учетных данных и их систематизации предназначена нормативно-справочная информация (НСИ).

 Лекарственное обеспечение льготных категорий населения субъекта РФ. Как сделать управление легким?

 При формировании электронных баз выписки и отпуска лекарственных препаратов программные средства используют достаточно большое количество таблиц нормативно-справочной информации (НСИ). Справочную информацию мы можем представить в двух классификациях:
  • статичную – редко изменяемую информацию;
  • динамичную – изменяемую периодически информацию.

По важности решения информация разделяется на:
  • блокирующую – не позволяющую провести запись в базу данных;
  • неблокирующую – допускающую дополнительные уточняющие мероприятия после записи в базу данных.


Посмотрим на перечень НСИ в приведенной классификации (табл.). Разработчики автоматизированных систем управления (АСУ) большое внимание уделяют корректности ведения НСИ. От НСИ зависит работоспособность АСУ. Функции программ не допускают удаления позиций в справочниках и требуют специальных процедур исправления ошибок. По этой причине сопровождение и импорт в АСУ блокирующих справочников ведут IT-специалисты, отвечающие за ее работоспособность.

НСИ таблица2.png

Можно привести в пример особенности ведения справочника лекарственных средств. Этот справочник не только сложен по структуре (состоит из нескольких таблиц), но и является единым для ЛПУ и аптек. Он служит ключевым звеном при выгрузке отчетности на федеральные интернет-ресурсы, имеющие собственную кодировку номенклатуры лекарственных средств. Следовательно, сопровождение справочника лекарственных средств подразумевает и сопровождение перекодировочных таблиц, а также специального инструмента для сопровождения.

 Впрочем, один вопрос не в состоянии решить ни организаторы лекарственного обеспечения в регионе, ни его участники, ни разработчики АСУ. Реестр федеральных льготников формируют региональные отделения Пенсионного фонда. Ответственность региональных отделений Пенсионного фонда перед территориальными органами управления здравоохранения (ТОУЗ) не закреплена и не формализована никакими нормативными документами. Обновленный реестр поступает в ТОУЗ ежемесячно и содержит ошибки о сведениях об «отказниках» от бесплатного лекарственного обеспечения. Как следствие, участники лекарственного обеспечения вынуждены работать с дополнительными справочными данными – реестрами справок Пенсионного фонда о праве пациента на бесплатное лекарственное обеспечение. Дополнительной нагрузкой на специалистов ЛПУ и аптек ложится учет справок Пенсионного фонда. Остается надеяться, что развитие персонифицированного уета с использованием универсальной электронной карты (УЭК) позволит упростить идентификацию федерального льготника и значительно снизить трудозатраты.

 Алексей Аносов, эксперт в области автоматизации аптечного бизнеса, "Фармацевтический Вестник", №40 (656), 13 декабря 2011 г.
Вернуться к списку