В Госдуме рассмотрели законодательные аспекты обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарствами

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


23 Марта 2017

23 марта Комитет Государственной Думы по охране здоровья под руководством Дмитрия Морозова провел заседание «круглого стола» на тему: «Законодательные аспекты совершенствования обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами».

В обсуждении приняли участие Депутаты Государственной Думы, представители профильного министерства, региональных органов власти, экспертного и бизнес-сообщества. Вели мероприятие председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, отметивший актуальность темы, и инициатор обсуждения Алексей Куринный, член Комитета по охране здоровья, отметивший, что именно лекарственная помощь составляет порядка 70% всех врачебных назначений и более чем на 4 года продлевающая жизнь пациенту.

По словам Алексея Куринного, при высокой стоимости препаратов без помощи государства не обойтись. Охват льготным лекарственным обеспечением - порядка 18 млн граждан, однако финансирование из федерального бюджета не соответствует реальной потребности в лекарствах на региональном уровне, оно в 2 раза ниже потребности, что приводит к искажению отчетности регионов.

При этом, как отмечалось на заседании, простое увеличение стоимости набора социальных услуг, предоставляемых получателям ежемесячной денежной выплаты, является непродуктивным, поскольку порождает стремление льготников к отказу от натуральной части льготы для увеличения надбавки к пенсии.

Практически все участники дискуссии, и представители Правительства, и регионов, говорили о целесообразности пересмотра самого механизма предоставления набора социальных услуг получателям ежемесячной денежной выплаты, а также настаивали на разработке механизма лекарственного страхования. Так, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации Елена Максимкина, представляя проблематику, отметила, что любой гражданин в разные периоды жизни может стать потребителем лекарственных средств,  предложила комплексный подход и сбалансированность бюджетов субъектов Федерации. На её взгляд, «точечные меры», предлагаемые для устранения «задвоенности льгот» и аналогичные предложения не принесут результатов.

«Нужно улучшить систему лекарственного обеспечения в целом», - подчеркнула Е.Максимкина, поддержав предложение Министра здравоохранения В.Скворцовой о лекарственном страховании. На это потребуется около 300 млрд рублей дополнительно, подтвердила чиновница аналитику, представленную А.Куринным, а также с сомнением отнеслась к передаче полномочий в регионы, но сообщила о возможностях «оптимизации» этой суммы за счет формирования перечней препаратов, частичного возмещения стоимости рецептурных препаратов и других мероприятий.

Создание системы референтного ценообразования, особенно на обращающиеся препараты, подушевого лекарственного финансирования в рамках ОМС, смену статуса здоровья пациента, изменение подхода к финансированию ряда орфанных (редких) заболеваний и ряд других предложений регионов Е.Максимкина поддержала.

Представители регионов, заместитель председателя Ивановской областной Думы Игорь Волков, заместитель Министра здравоохранения Алтайского края Елена Кравец, заместитель директора Департамента здравоохранения Приморского края Екатерина Елисеева и другие, признавая проблемы и приводя конкретные примеры, предлагали отказаться от монетизации льгот, от пересечения монетизации и субсидирования на региональном и федеральном уровне и выдвигали другие механизмы.

Для качественного лекарственного обеспечения должно быть финансирование со стороны федерального бюджета, особенно по редким заболеваниям, так как «ноша по ним для региональных бюджетов невыносима», подчеркивал Игорь Волков. Эти заболевания нужно выносить на федеральный уровень, требовали выступающие и просили создать законодательные условия (бюджетные) независимо от нахождения пациента в том или ином регионе, даже исходя из интересов пациентов, а не регионов.

Предлагая перенести с регионального уровня на федеральный финансирование орфанных заболеваний, Елена Кравец просила рассмотреть поддержку ФАПов в регионах для обеспечения доступности лекарственных средств, особенно в удаленных населенных пунктах. А также говорила  о необходимости «сформировать и разрешить работу выездных аптечных пунктов», и о востребованности изготовления детских доз препаратов в региональных государственных аптечных сетях.

Кроме того, участники обсуждения предлагали создать в Минздраве управление по управлению аптеками. Выносили на обсуждение тему законодательного закрепления права детей, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном медикаментозном лечении и заместительной терапии, в обеспечении лекарствами и медицинскими изделиями независимо от наличия у них инвалидности. Так как при снятии с ребенка статуса «инвалид» после лечения высокоэффективными дорогостоящими препаратами, давшими положительные результаты, он лишается бесплатного лечения дорогостоящими препаратами и проезда к месту лечения, а болезнь прогрессирует и инвалидность устанавливается повторно.

Также эксперты говорили о необходимости внесения в действующее законодательство изменений, предусматривающих урегулирование вопросов, связанных с развитием составляющего систему ранней помощи комплекса медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям, детям, оставшимся без попечения родителей и детям из семей, находящихся в трудно жизненной ситуации.

Начальник Управления контроля Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Виктор Фисенко представил ряд примеров нарушений и статистику по ним. По его словам, на начало 2016 года порядка 20% сохранилось льготное обеспечение, что свидетельствует о работе первичного звена, отсутствии единых информационных технологий и обеспечения соответствующим программным продуктом при формировании и проведении закупки лекарственных препаратов. По его мнению, многие вопросы можно будет решить при переходе к системе лекарственного страхования, в том числе и при формировании единой закупочной цены.

Кроме того, отмечалось, что по уровню норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь, несмотря на ежегодную индексацию, крайне низкий и не обеспечивает потребности льготных категорий, в основном инвалидов. Представлялась статистика по средней стоимость рецепта для этой категории льготников, так, она выросла с 1 075,88 руб. в 2015 году до 1 348,45 руб. в 2016 году.

Участники «круглого стола» предлагали: разработать в рамках бюджетного законодательства механизм оказания целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов; рассмотреть вопрос о переводе некоторых орфанных заболеваний, относящихся к расходным полномочиям регионов, в программу «7 нозологий», финансируемую из федерального бюджета; разработать меры, направленные на создание условий для привлечения средств благотворительных фондов и социально ответственного бизнеса на закупку лекарственных препаратов для больных, страдающих редкими заболеваниями.

С проектом рекомендаций можно ознакомиться на странице Комитета Государственной Думы по охране здоровья в сети Интернет.

Вернуться к списку